С середины 2008 года до середины 2010 года доля пользователей услугами страхования в России снизилась с 42 до 29%, свидетельствует всероссийский опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА». При этом серьезно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний.
Как выяснили специалисты НАФИ, опросив 1600 человек в 140 населенных пунктах России, доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась среди наших соотечественников с 4 до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (его планируют приобрести 4%, в то время как в 2008 году желающих было 10%), а также страхование от несчастных случаев (доля таких страхователей снизилась с 6 до 3%).
Сейчас страхование для большинства россиян — это полис ОСАГО на автомобиль. И то потому что без него ездить не разрешено. Как отмечал осенью президент Дмитрий Медведев, лишь этот сектор страхового рынка более-менее соответствует международному уровню. Там установлены приемлемые страховые премии и понятные правила игры. Что касается страхования имущества или жизни, то тут игра ведется в одни ворота. Страховщики мало того что задирают цены, так еще и часто манипулируют весьма размытыми положениями существующих законов. Президент подчеркивал, что известны случаи, когда даже при наличии договоров страхования многие объекты, пострадавшие от аварий и катастроф, пришлось восстанавливать за счет государства. Что уж говорить о физлицах.
По данным опроса НАФИ, 26% россиян не видят смысла в покупке страхового полиса. Мало того, доверие граждан снижается даже к страховым компаниям, являющимся лидерами по узнаваемости своих брендов. В отношении «Росгосстраха» и «Ингосстраха» доли лиц, доверяющих и не доверяющих этим компаниям, не изменились. А вот доля не доверяющих РОСНО выросла с 16 до 20% респондентов. Похожая ситуация с Московской страховой компанией и CO «Россия».
В рейтинговом агенстве «Эксперт РА» уверены: кризис оказал негативное влияние на ситуацию в страховой отрасли. Борясь за исчезающих клиентов, страховщики пустили в ход демпинг, в результате чего их прибыль снизилась, и, чтобы удержаться наплаву, они стали делать все возможное, чтобы сократить объем страховых выплат.
«Надежность страховщиков не только не выросла, но даже несколько снизилась, — утверждает начальник отдела рейтингов страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин. — Убыточность бизнеса продолжает расти. Многие проблемы (демпинг в корпоративном страховании и снижение качества перестрахования) еще не проявились. Сами страховщики также негативно оценивают свои перспективы». Эксперт добавляет, что в условиях кризиса изменились и критерии эффективности страховщиков: после кризиса на стоимость компаний помимо объемов страховых сборов стали влиять и такие показатели, как убыточность и рентабельность.
Возникает вполне логичный вопрос: так, может, и вовсе не стоит тратить деньги на «бессмысленные» страховки. Эксперты и юристы считают, что стоит, но делать это надо с умом. Все «коварство» страховщиков кроется в предмете и условиях действия страхового полиса. «Возьмем, к примеру, ДМС. Большая часть работодателей средней руки, предлагая небольшую зарплату соискателям, завлекает их предоставлением медицинской страховки. Однако услуга, на которую мы рассчитываем, оказывается на деле совершенно другой, — рассказывает адвокат Ольга Дворянчикова. — Страховой полис может включать в себя как полный набор услуг того или иного медицинского учреждения, так и услуги весьма ограниченного количества врачей вплоть до одного терапевта. И то, и другое — ДМС. Но в договоре эти условия оговорены». Еще один пример — более популярный в России полис КАСКО.
«Приобретение в России КАСКО не делает автовладельца более защищенным, чем его соседа по гаражу, который сэкономил на страховании своего "железного коня", — говорит Дворянчикова. — Дело в том, что помимо договора, который вы подписываете, вам дают увесистую книжечку "Правила страхования", которая разработана сотрудниками страховой организации и, безусловно, является неотъемлемой частью договора страхования. Вы, конечно, не в состоянии прочитать книжечку из 100–150 страниц мелкого текста. Вы ее откладываете в сторону, прочитали договор, вполне вменяемый. Но наступает страховой случай в виде угона или ДТП, когда вашу машину полностью разбивают. И тут выясняется, что страховщик возмещать ущерб вам не намерен, поскольку в "Правилах страхования" говорится, например, о том, что при ДТП, если в ваших действиях была грубая неосторожность, деньги выплачены не будут. И таких тонкостей страхования с КАСКО десятки».
Третий популярный пример — страхование турпоездок. Тут тоже полно нюансов. Турагентство иногда пытается навязать страховой полис неизвестной страховой организации по завышенной цене с непонятным спектром услуг. Но даже если страховка вменяемая, есть риск не получить услугу. Так, в далекой африканской стране медицинских учреждений может вообще не оказаться, а тем более тех, кто будет оказывать медуслуги еще и по российской страховке.
Вывод один: быть максимально внимательными и «не вестись» на спецпредложения. Поведение клиентов и желание максимально точно прояснить для себя все нюансы страхования оказывает благоприятное действие на страховщиков. Плюс к этому страхователь также должен понимать, что бесплатный сыр только в мышеловке. «Конечно, если убрать, например, риск падения летательных аппаратов, стоимость страхового полиса практически не изменится, а если исключить, например, риск противоправных действий, то тогда страховка обойдется заметно дешевле», — говорит руководитель дирекции андеррайтинга страхования имущества физических лиц и ипотеки СГ «Уралсиб» Алексей Козьмин. Но тогда возникает законный вопрос: зачем вообще нужна страховка, если основная цель — сэкономить на самых распространенных рисках?
Дворянчикова считает полезным также перед покупкой полиса прочитать отзывы о страховой компании в интернете. Это неплохой способ получить представление о том, что ждет тебя в будущем.
Александр РАСКИН
Вся пресса за 3 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
13 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроэксперт, 13 февраля 2025 г.
Страховые выплаты аграриям РФ в 2024 году стали рекордными — НСА
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 13 февраля 2025 г.
Саратовского губернатора удивила ситуация с обслуживанием в медорганизациях в рамках ОМС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Аргументы и факты, 13 февраля 2025 г.
Эксперт Мельцов: в РФ усиливают меры против страхового мошенничества
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 13 февраля 2025 г.
Госдума даст таксистам право заключать «короткие» договоры страхования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Парламентская газета, 13 февраля 2025 г.
Жизнь и здоровье пассажира такси защитят дополнительной страховкой
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроинвестор, 13 февраля 2025 г.
Аграрии смогут получать страховые выплаты в более упрощенном порядке
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Воронежские новости, 13 февраля 2025 г.
Воронежские аграрии получат 110 миллионов рублей выплат за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 февраля 2025 г.
Вознаграждение за управление рисками и долгосрочные соглашения снова на повестке дня страхователей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 13 февраля 2025 г.
ГД одобрила в I чтении право таксистов заключать краткосрочные договоры ОСГОП
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 февраля 2025 г.
Ожидается, что увеличение емкости еще больше смягчит ценообразование в перестраховании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Казань, 13 февраля 2025 г.
В 2024 году страховые компании выплатили 105 млн рублей за ущерб посевам в Татарстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Уфа, 13 февраля 2025 г.
В Башкирии полис ОСАГО исключат из перечня документов для регистрации авто
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Парламентская газета, 13 февраля 2025 г.
Возврат части страховой премии при продаже автомобиля предложили узаконить
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Парламентская газета, 13 февраля 2025 г.
Для таксистов хотят ввести краткосрочные договоры страхования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК.Черноземье, 13 февраля 2025 г.
Более 470 млн руб. получили аграрии Черноземья за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК (RBC.ru), 13 февраля 2025 г.
В Петербурге сменился руководитель фонда медицинского страхования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 13 февраля 2025 г.
В Башкирии можно будет зарегистрировать автомобиль без полиса ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 13 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|